подписаться на новости
Автоперевозчики: невозможно работать по закону
11.07.2014

Автоперевозчики: невозможно работать по закону

Рынок автомобильных перевозок на 80% - в тени, вследствие чего бюджет недополучает порядка 6 миллиардов рублей в год налоговых отчислений. Сегодня невозможно работать по закону, заявил руководитель Комитета по государственной политике «Деловой России» в сфере транспорта и председатель Совета Ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков» Владимир Матягин, выступая на бизнес-форуме «Белые Ночи 2014» в панельной сессии «Грузовые автомобильные перевозки XXI века».

Если 80% автомобильных перевозчиков работают без ИП или ООО, то это значит они:

- не платят налоги;

- не создают легальных рабочих мест;

- не несут никакой ответственности;

- порядочным грузоперевозчикам тяжело конкурировать с нелегалами, вследствие чего они либо сами уходят в «тень», либо вообще уходят с рынка;

- нелегалы «убивают» отрасль демпингом за счет «серых» схем ухода от налогов.

В итоге бюджет недополучает налоговые отчисления по НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН – порядка 6 миллиардов рублей в год. Более того, в большинстве схем по государственным контрактам заложена цена на перевозку, которую можно получить только при использовании «серых» схем, что, создает замкнутый круг.

Кто такой нелегальный перевозчик?

«Нелегальный перевозчик - это лицо, имеющее права и автомобиль: он сбивает ценообразование, а, значит, рушит рынок, не платит налоги, не проходит медицинское освидетельствование, и для него штраф составляет 5 тысяч рублей. Нелегалы приезжают с Северного Кавказа, с Белоруссии и так далее», - рассказывает Владимир Матягин. Их вход на рынок осуществляется очень легко: нужно всего лишь купить автомобиль, необязательно новый, а чаще бывший в употреблении и находящийся в плохом техническом состоянии. Затем надо посадить в качестве водителя человека, не имеющего опыта управления грузовым автомобилем, так как стоимость его услуг будет в 2-3 раза ниже, чем у профессионала. И никто не контролирует данный процесс. Вследствие этого происходят трагедии, такие как  ДТП в Подольске, где погибло 18 человек.

«Мы уже обращались по этому поводу к контролирующим органам, они ответили: «Пять тысяч рублей и куча бумаги – нам это не интересно». Но им интереснее собирать деньги за перегруз, которые должны были бы поступать в бюджет. Проезд с перегрузом по Санкт-Петербургу на «сером» рынке обходится в 15 тысяч рублей, в объемах города – это порядка 7 миллиардов рублей», - отмечает участник форума.

Проблема перегруза

99% автомобильных грузоперевозчиков идут с перегрузом. Среди основных причин:

1. Европейская норма нагрузки составляет 44 тонны, в то время как российская – 40 тонн. При этом европейцы могут по своим нормам проезжать, наши перевозчики по европейским - не могут.

2. Нормы нагрузок на дороги установлены еще в 60-70 годах (в расчете на малотоннажный транспорт). Автомобили марок КамАЗ, Volvo, Scania, Mercedes, Renault (в том числе собираемые в России) в соответствии с действующим законодательством не имеют права легально ездить по дорогам.

3. Существующий механизм выдачи официальных разрешений в городе и области не работает.

4. Доступность «решения вопросов на месте» с контролирующими органами.

Владимир Матягин приводит наглядную статистику:

доходы города от продажи официальных разрешений – 20 миллионов рублей в год, доходы «серых» посредников за нелегальный проезд – около 7 миллиардов в год.

Для решения этих проблем необходимо введение жесткого контроля в транспортной области, особенно в части грузовых перевозок, чтобы в дальнейшем избежать человеческих жертв, отмечает председатель Совета Ассоциации «Грузавтотранс».

Не в карман, а в дороги

«Пару месяцев назад губернатор Ленобласти поднял проблемы транспорта, заявив, что нужно 3,5 миллиарда рублей для того, чтобы сделать дороги. А ведь деньги могли бы из коррупционной составляющей перейти в инвестиционную. Решить проблему перегруза можно только сообща, а не спуская сверху «карающие» законы. У нас есть ряд предложений по этому поводу, в том числе по перегрузу, в ближайшее время должно состояться совещание», - сказал Владимир Матягин.

«Например, разрешение на перегруз в Санкт-Петербурге и Ленобласти стоит 6-8 тысяч рублей, если машина до 70-80 тонн. Но при том прописываются жесткие маршруты: вправо-влево - нельзя, иначе штраф до 400 тысяч рублей - в этом и есть проблема. Мы считаем, маршрут надо отменить или сделать абонентскую плату: заплатил – и езжай, куда нужно. Привязывать машину к маршруту неправильно», - отметил председатель Совета Ассоциации «Грузавтотранс». Нужно упростить маршрутизацию, разработать единый общий маршрут, а также разбить город на сектора по типу транспортных средств, разрешенных для движения. Вторая проблема – нагрузка на ось. «Нагрузка на оси всегда разная, она не должна привязываться к общей массе автомобиля. Нужно убрать нагрузку на оси или определить единый параметр, к примеру, установить единую максимальную нагрузку в размере 15 тонн», - добавил Владимир Матягин.

«Сегодня без нарушений невозможно ездить. Но чем больше мы встречаемся и общаемся тем весомей наш голос. Государство никогда ничего не сделает в интересах какой-то отдельной компании, но оно может что-то сделать в интересах общества: мы должны стать обществом», - подчеркнул он.

Саморегулируемые организации

Решение многих проблем – в создании системы саморегулирования в отрасли автоперевозок.

По словам Владимира Матягина, переход на управление отраслью через систему Саморегулируемых организаций (СРО) и наделение его функциями контроля будут способствовать поступлению в бюджет города и области около 13 миллиарда рублей.

В частности, СРО займутся полной проверкой организаций и ИП, будут выдавать сертификаты соответствия. Данный сертификат будет обозначать, что организация или ИП аккредитованы и имеют право заниматься грузоперевозками.

Также возможно создание на базе СРО:

- школ по обучению водителей с последующей выдачей им, а также организациям сертификатов о присвоении квалификации;

- единой диспетчерско-логистической службы;

- рабочей группы по внедрению инновационных проектов в сфере транспорта.

Обязательная аккредитация грузоперевозчиков

Целесообразно также ввести обязательную аккредитацию грузоперевозчиков в регионе и возложить данную функцию на СРО, что позволит:

- повысить безопасность дорожного движения в регионе;

- оптимизировать тарифы на грузоперевозки;

- создать фонд взаимопомощи грузоперевозчиков;

- «убрать с дороги» нелегалов, тех, кто приехал из других регионов, обязать их легализоваться на рынке, платить налоги в бюджет и отвечать за порчу дорог наравне со всеми участниками рынка;

- контролировать состояние технического парка перевозчика;

- увеличить налоговые отчисления в бюджет;

- внедрить в транспортную отрасль глобальную систему страхования перевозчиков.

«Все это даст толчок к развитию отрасли, и в ближайшее время мы приблизимся к европейским стандартам».

Ситуация с бесплатными пропусками

После вступления в силу постановления 272, запрещающего проезд грузового автомобиля под знак 3.4 в Санкт-Петербурге, появились предложения покупки бесплатных пропусков. По словам грузоперевозчиков, запрашиваемая максимальная сумма составляет порядка 16 тысяч рублей в год – и это только с одной машины. Если взять среднее количество машин – 40.000 транспортных средств и умножить на ту сумму, то получится сумма в 640.000.000 рублей в год. Эти средства идут не на развитие дорог и прочее, а в чьи-то карманы…

Как сообщил Владимир Матягин, какие-то точечные решения со знаком 3.4 принимаются, к примеру, от этих ограничений освободили 40 улиц в Санкт-Петербурге, но для нормальной работы грузоперевозчиков в городе, естественно, этого недостаточно. «Кто этот закон придумал? Кто спросил у перевозчиков, нужен ли этот закон?», - задал риторический вопрос председатель Совета Ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков» в конце своего выступления.

Ссылка на источник - http://www.ati.su/Media/Article.aspx?HeadingID=1&ID=3542


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Смотрите также