подписаться на новости

СРО против хаоса

03.03.2013 СРО против хаоса

Развитие саморегулирования охватывает самые разные отрасли экономики и проистекает как «сверху», так и «снизу». Как раз о такой «инициативе снизу» – о внедрении саморегулирования в автотранспортной отрасли – рассказывает Председатель совета Ассоциации «Объединение Самосвальных Грузоперевозчиков» Владимир Матягин.

Владимир Васильевич, прежде чем мы начнем разговор о саморегулировании — объясните, что происходит сегодня в сфере автомобильных грузоперевозок?

— После отмены лицензирования автотранспортной деятельности в 2005 году в отрасли начался, по сути, хаос. С этого времени даже не ведется официальный отраслевой учет (а значит, глубина хаоса властям неизвестна). Мало того: легкость и низкая стоимость выхода на рынок сделала его доступным практически для любого непрофессионала. Достаточно купить машину и получить (или опять же купить) «грузовые» права. Я знаю массу частных перевозчиков, которые имеют от пяти до десяти автомобилей и которые даже не зарегистрированы в качестве ИП. Налоги от деятельности таких перевозчиков в казну не поступают. И таких, с позволения сказать, компаний — масса.
В целом, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Все это резко ухудшает безопасность на дорогах. Именно из-за таких «дельцов», которые не следят за состоянием машин, сажают за баранку непонятно кого с купленными правами, и происходит масса аварий.
Тем же, кто по долгу службы должен следить за порядком, такая ситуация выгодна: ведь легче всего ловить рыбку в мутной воде.

— Какие еще тенденции характерны для этого рынка?

— Опять-таки негативные. Напри­мер, недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава. По этим показателям мы достигли критических пределов: 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечает современным технологическим и экологическим требованиям.
Экономика отрасли тоже весьма устарела. Сейчас цена перевозки напрямую зависит только от цены на топливо. Практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки водителей. Дело в том, что система подготовки водителей, система аттестации не менялась, по сути, с советских времен. А ведь машины уже не те. Нужно менять систему обучения, менять систему контроля, систему проезда по дорогам.

— Возникает извечный вопрос: что делать?

— Объединяться. Идти по пути саморегулирования. По тому направлению, которое проторили строители. Конечно, этот путь годится только для добросовестных участников рынка.
Мы уже более полутора лет активно ведем объединительную работу. Появились сторонники этой идеи не только в самосвальном сегменте, но и в контейнерных перевозках. Ведь проблемы у нас одни и те же.
Некоторые (пусть и не все) люди в погонах извлекают из нынешней ситуации «прибыль». Мы хотим переломить сложившуюся практику, хотим, чтобы люди могли легально заниматься бизнесом. И чтобы бизнес не «кошмарили», как говорил Дмитрий Анатольевич Медведев. А ведь происходит именно так. Видят, что бизнес разрознен, и пользуются этим в своекорыстных интересах.
И автоперевозчики уже понимают: без объединения будет очень сложно. Возрастает недобросовестная конкуренция, произвольно повышается транспортный налог. Надо всеми силами стремиться к наведению порядка, тем более, что логика последних событий в стране (в том числе и некоторые успехи в борьбе с коррупцией) подводит нас к этому. Мы стремимся подтолкнуть эти процессы «снизу». И мы хотим, чтобы нас услышали.
Итак, поскольку после отмены лицензирования в 2005 году образовался правовой вакуум (взамен не дали никаких нормативных актов), выход видится в создании системы СРО.
У этой модели есть существенное преимущество: СРО вырабатывают и внедряют отраслевые стандарты взаимодействия, в конечном итоге ведущие к уменьшению отраслевых транзакционных и производственных издержек. Саморегулирование как система в целом, как представляется, введет автомобильный транспорт в нормальное правовое поле, как в других отраслях — в частности, в строительстве. Проявление твердых правил на рынке повлечет за собой приток инвестиций. Необходимо и внедрение новых стандартов деятельности, развитие современных, инновационных технологий управления, развитие логистических технологий, обновление подвижного состава. Также остро необходимы цивилизованные формы страховой защиты перевозчиков, повышение профессиональной подготовки. Эти и другие задачи осуществимы в рамках системы СРО.

Мы предлагаем при саморегулируемых организациях создать систему контроля, единый медицинский, диспетчерский центры, чтобы можно было, например, отслеживать и регулировать автотранспортные потоки. К этому стремится и государство, но без системы СРО это будет сложно сделать.
Считаю, что государству нужно более тщательно подойти к системе саморегулирования на опыте строительных компаний. Да, и там пока попадаются недобросовестные дельцы, создающие так называемые «коммерческие» СРО и торгующие допусками на рынок. Но в целом система работает и развивается уже не один год.
По примеру строительной отрасли должны быть введены и допуски СРО на рынок грузоперевозок, чтобы саморегулируемые организации контролировали те транспортные компании, которые входят в СРО. Не соблюдающие стандарты и требования автоперевозчики должны быть вытеснены самим сообществом. Так с рынка автоперевозок постепенно уйдут непрофессионалы.
Конечно, многие теневые автоперевозчики заранее высказываются против саморегулирования. Их устраивает старая коррупционная система. Заплатил взятку — и спи спокойно.

— Какие, на Ваш взгляд, необходимы законодательные шаги?

— Никакого особого законотворчества для организации подобной системы не нужно. Есть федеральное законодательство, закон «О саморегулируемых организациях», есть инициатива «снизу». Этого достаточно для запуска механизма саморегулирования в автотранспортном комплексе.
В дальнейшем участники транспортного саморегулируемого сообщества должны принимать активное участие в разработках законов и нормативных актов, чтобы ни один закон не проходил без обсуждения с транспортниками, с такими организациями, как ассоциации грузоперевозчиков. Их много по России, но они пока разобщены.

— Предпринимаются ли уже практические шаги?

— Сегодня налажен конструктивный диалог с правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с бизнес-сообществом региона. Мало того: на наш взгляд, возможное «слияние» города и области повлечет за собой позитивные изменения в экономике. Совместно с Ленинградской Областной Торгово-Промышленной Палатой, с 7 ноября 2012 года, начата подготовка к реорганизации Ассоциации «Объединение Самосвальных Грузоперевозчиков» в саморегулируемую организацию. Нам помогает и «Деловая Россия», где создан Комитет по транспорту.
Ключевым нашим партнером является СРО НП «Центр объединения строителей «СФЕРА-А» — крупнейшая строительная саморегулируемая организация России. Мы находимся в постоянном контакте с Президентом объединения Ильей Ильичом Константиновым. Он оказывает нам значительную помощь по многим вопросам, делится опытом, наработками, помогает дружеским советом и участием. Ведь его сфера деятельности — контроль за действиями строителей, входящих в состав СРО и повышение качества и эффективности их работы. А любое строительство подразумевает под собой и поставку строительных материалов в том числе. Поэтому все грузоперевозки являются неотъемлемой частью строительного рынка.

Точка зрения:

Илья Константинов,
президент СРО НП «Центр объединения строителей «СФЕРА-А»:
— Как показывает мировой опыт, при наличии значительного количества автоперевозчиков в ближайшей перспективе в автотранспортной отрасли можно прогнозировать появление нескольких сотен СРО первого уровня. При этом деятельность такого множества СРО будет носить конкурентный характер. Следующий этап – объединение саморегулируемых организаций в Союз СРО автотранспортного комплекса и принятие стандартов и правил деятельности, разработанных в саморегулируемых организациях первого уровня, в качестве национальных стандартов.

Источник: Журнал «Саморегулирование & Бизнес»


НАЗАД