В попытке найти виноватого в сложившейся непростой ситуации на рынке грузоперевозок песка и щебня в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, когда грузовики идут по дорогам с перегрузом, тем самым разрушая их, грузоперевозчики и грузоотправители пришли к властям Ленинградской области. Обвиняя друг друга, две коммерческие структуры едва не превратили совещание в Правительстве Ленобласти 4 декабря в балаган, однако чиновникам всё же удалось внести некоторый конструктив.
Грузоперевозчики против грузоотправителей
Актуальность проблемы с перегрузом, в результате чего из-за ненормативной нагрузки ежедневно разрушаются дороги, на протяжении последних лет не уменьшается. И с ней сталкиваются не только федеральные дорожники, но и региональные, однако вторые в данной ситуации оказываются в более проигрышной ситуации, поскольку средства, закладываемые на ремонт и содержание дорог, серьезно разнятся. К тому же, на участках автомобильных дорог федерального значения установлены автоматизированные стационарные пункты весового и габаритного контроля. Пытаясь уйти от штрафов, перевозчики ищут пути объезда по региональным дорогам.
«С одной стороны, есть положительная тенденция, раз возят песок и щебень, значит, он востребован, стройки живут, идет инвестиционное развитие Ленинградской области. С другой стороны, делая одно хорошее дело, мы ухудшаем другое. Какими механизмами мы будем добиваться отсутствия перевеса при перевозке грузов? Как сделать так, чтобы закон выполнялся?» — задал верный курс совещанию заместитель председателя Правительства Ленинградской области Михаил Москвин.
В ответ президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, один из инициаторов встречи, сразу перешел в наступление. «Многие карьеры стали угрожать перевозчикам, что не будут с ними работать, если те будут отказываться возить с перегрузом. Это некрасиво со стороны грузоотправителей, вынуждать перевозчиков работать не по закону. Зачем звонить и угрожать?» — заявил Матягин, адресуя вопрос представителю компании «ЛСР».
По данным «Грузавтотранса», самое большое количество жалоб со стороны автомобильных грузоперевозчиков поступает по карьерам и причалам компаний ООО «Цементно-Бетонные Изделия» (Корпорация Гепард) и АО «ЛСР. Базовые материалы» (карьеры Красненькое, Манушкино и другие). Эти компании осуществляют добычу инертных материалов на большей части карьеров Ленинградской области. Помимо звонков грузоперевозчики фиксировали такие нарушения, как неоформленные товарно-сопроводительные документы на отгружаемые инертные материалы, превышение допустимых масс транспортных средств и допустимых осевых нагрузок при погрузке на карьерах, также грузоперевозчикам предлагалось подписать документы о том, что они якобы берут в аренду оборудование для погрузки, и самостоятельно ее осуществляют.
Чтобы самостоятельно навести порядок, грузоперевозчики решили запустить акцию «Работаем по закону» — мобильные группы Общественного контроля Ассоциации приезжают на карьеры и контролируют, как идет отгрузка материалов. По словам Матягина, когда на карьер приезжает Общественный контроль, сразу же останавливается отгрузка, машины высыпают груз и уезжают пустые. В подтверждение у общественников есть фото- и видеосъемка.
«Это не общественный контроль, а автомайдан какой-то», — прокомментировал проверки Ассоциации заместитель гендиректора по строительным материалам «Группы ЛСР» Василий Кострица, отмечая, что активисты просто перекрывают въезды и не дают работать.
У представителей органов прокуратуры данная ситуация вызвала недоумение, поскольку грузоперевозчики и грузоотправители – это две разные структуры, между которыми должен быть заключен договор с четко прописанными условиями работы. И в случае нарушений можно обратиться в правоохранительные органы, однако в прокуратуру от перевозчиков не поступали никакие заявления о каких-то притеснениях со стороны грузоотправителей.
«Это нонсенс <…> Если есть факт сговора между грузоотправителями, пишите нам, мы с ФАС проведем проверку тотальную, тогда вообще никто ездить не сможет», — заявил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Ленинградской области Сергей Петриченко.
По словам Владимира Матягина, по результатам выявленных нарушений в ходе проверок Общественного контроля в органы прокуратуры на прошлой неделе было отправлено 13 заявлений, сейчас общественники ждут реакции правоохранителей.
Несовершенство нормативной базы
Текущая ситуация на рынке грузоперевозок песка и щебня вызывает озабоченность не только у грузоперевозчиков, но и у представителей карьеров. По мнению грузоотправителей, корнем зла является несовершенство законодательства, которое регулирует отрасль.
«Как известно, предельно допустимая масса транспортного средства в загруженном состоянии определяется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. К сожалению, разрешенная правилами нагрузка не соответствует нормам жизни. Перевозчик вынужден либо не соблюдать правила, либо совершать рейсы с существенной недозагрузкой. Более того, следуя существующим нормам, ни одна из имеющихся сегодня на рынке моделей самосвалов не может выполнять рейсы со штатной нагрузкой, соответствующей паспорту завода-производителя. Выполнение существующих норм при сохранении нынешних расценок на перевозки может привести к существенному подорожанию материалов для конечного потребителя. Скажем, загрузка транспорта только на 50% приведет к удорожанию кубического метра песка и щебня для конечного потребителя на 60% и 40% соответственно. А это, в свою очередь, к увеличению стоимости строительства, в том числе, при реализации региональных и муниципальных проектов», — прокомментировали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе «Группы ЛСР».
«На Западе есть только два параметра: общая масса и сегмент машин. У нас существует третий параметр — осевая нагрузка. Выкрутиться между осевой нагрузкой и общей массой автомобиля невозможно», — заявил представитель корпорации «Гепард».
Данное заключение поддержали многие участники совещания, отмечая, что осевые нагрузки требуют корректировки. Один из прозвучавших вариантов решения — запрет тонаров на российских дорогах, тогда все перевозчики вернутся на самосвалы и КАМАЗы. «Нет тонаров — нет проблем», — прозвучало в зале. Однако с этим утверждением не согласился представитель Ространснадзора.
«Много было сказано про нагрузку на ось, но давайте начнем в первую очередь соблюдать общую массу. По статистике, практически все нарушения, выявленные в период усиления, касались превышений по общей массе транспортного средства на 50-60%, а иногда и более 100%. Убирать тонары? Не надо убирать тонары, можно и трехосный КАМАЗ нагрузить так, что у него каждая ось будет 20 тонн весить. Давайте будем соблюдать общую массу, — заявил начальник отдела контроля международных автоперевозок Северо–Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Андрей Недвижай. — Давайте каждый начнет с себя, в своей организации какой-то контроль и порядок установит, тогда и на рынке всё будет замечательно».
Когда в зале в очередной раз начался «базар», областные чиновники призвали участников рынка не переводить стрелки друг на друга, а присылать конкретные предложения, которые помогли бы сделать так, что нарушение закона стало бы невыгодным.
«Если у вас есть предложения, направляйте их в управление по транспорту, через Законодательное Собрание подготовим законотворческую инициативу в Государственную думу, тогда это может принять рамки проекта федерального закона. А пока вы будете друг друга обзывать, ничего хорошего не будет», — заявил Михаил Москвин.
На это ему в ответ грузоперевозчики пояснили, что изменение законодательства — это долгая процедура, и завтра оно не произойдет. В частности, в декабре 2016 года была создана рабочая группа при Минтрансе РФ, где обсуждаются все озвученные вопросы. Предложение по исключению сыпучих и наливных грузов из осевых нагрузок, чтобы они считались в общей массе, также уже внесено, и вопрос прорабатывается.
«Нам за каждую запятую приходится биться», — отметил Матягин, характеризуя процесс обсуждения законотворческой инициативы.
Кто отвечает за погрузку?
Пытаясь разобраться, кто же всё-таки отвечает за погрузку материалов, были озвучены некоторые нюансы, которые только усугубляют ситуацию. Так, есть несколько видов карьеров, которые работаю по различным принципам. По словам гендиректора ООО «Технеруд» Александра Попова, карьер, который продает материал с доставкой до конечного потребителя и является заказчиком услуг грузоперевозчика, устанавливает у себя на карьере весы, чтобы машины, которые он нанял, шли по закону, не нарушая весовые нормативы. Но есть и другие карьеры.
«Карьер, который продает песок, щебень и другие материалы на самовывоз, продает партии. Вы, как перевозчик, должны приехать с заказчиком вашим и проконтролировать загрузку карьера. На карьере нет ни одного документа, обязующего его установить весы. Поэтому ваше желание переложить ответственность и решение проблем по загрузке на карьер, потому что вы не можете договориться на рынке перевозок, понятно», — обратился Попов к Матягину, отмечая, что по документам карьер не является грузоотправителем.
В Ространснадзоре пояснили, что по закону ответственность за перевес несет лицо, которое отвечает за погрузку. Однако в договоре может быть указано, что за погрузку отвечает вовсе не грузоотправитель (карьер), а стороннее лицо (грузоперевозчик или грузополучатель), и это не будет являться нарушением.
В то же время некоторые из участников рынка уверены, что за перегруз отвечает как грузоотправитель, так и перевозчик, но грузоотправителя всё же сложнее поймать. Что касается грузоперевозчиков — то забиты все штрафстоянки, уже некуда ставить машины.
«После того, как были забиты все штрафстоянки, самосвальные перевозчики собрались и приняли решение возить по закону, 90% рынка приняли такое решение. Но из-за того, что есть часть перевозчиков, которые не хотят соблюдать закон, рушится рынок, а нам нужно рынок устаканить, причем всем, и карьерам, и перевозчикам», — отметил один из представителей «Грузавтотранса».
И в сложившейся ситуации лучше разобраться как можно скорее. Если в Ленинградской области пока работают только 3 передвижных поста весоконтроля, то в других регионах уже действуют более жесткие меры. Так, в Нижегородской области стоит порядка 10-ти автоматических рамок, которые осуществляют в динамике весогабаритный контроль, и там все перевозчики плачут, рассказала директор по связям с общественностью компании «Невские весы» Юлия Залмина.
«Как я понимаю, со временем Санкт-Петербург и Ленинградскую область ждет примерно то же самое, и, к сожалению, этого уже не избежать, потому что федеральный бюджет выделяет на это деньги. В Нижегородской области перевозчики и грузоотправители пришли к тому, что всё начинается с ним самих. Если они самостоятельно не проконтролируют свои полные массы и осевые нагрузки машин, которые выезжают с карьеров, то их проконтролирует кто-то другой, а именно государство. Полетят штрафы», — отметила Залмина.
По итогам совещания было решено определиться с параметрами общей массы, чтобы все участники рынка их соблюдали. «Нужно принять сейчас решение, что общая масса такая-то — нужно возить так. А дальше пусть рынок и потребитель самостоятельно регулируют цену. Наша задача – чтобы все ездили по одному правилу. Если кто-то не захочет, это его право. Если все спецстоянки сейчас заполнены, нет никакой проблемы сделать спецстоянки больше», — заключил замначальника управления по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк, отмечая, что никаких поблажек на период регулировки законодательства грузоперевозчикам и грузоотправителям никто не даст.
В Ассоциации «Грузавтотранс» рассчитывали, что правительство Ленинградской области призовет только карьеры соблюдать действующее законодательство, поэтому итогами встречи большинство грузоперевозчиков было крайне недовольны. «В тот момент, когда сообщество грузоперевозчиков стало наконец-то объединяться в целях соблюдения законодательства, данная инициатива не нашла поддержки в региональном правительстве, что вызвало большое разочарование у инициаторов встречи», — сообщается на сайте Ассоциации.
|
|