В России продолжаются протесты перевозчиков зерна. Напомним, что с середины января перевозку зерна временно прекратили водители нескольких сотен машин из Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского края. И они призывают остальных последовать их примеру. Министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов утверждает: явной забастовки перевозчиков зерна на Юге России нет. Есть только определенное противоречие между теми, кто участвует во всей товаропроводящей цепочке. О сложившейся ситуации мы поговорили с Владимиром Матягиным, президентом Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс».
– Как Вы можете прокомментировать слова А. Иванова, что все под контролем и бастуют водители-нелегалы?
– Если это и забастовка, то итальянская. Водители просто не встают под погрузку. Никаких противоправных действий, связанных с насилием или перекрытием дорог нет. То, что А. Иванов говорит, что все под контролем, я бы хотел обратить его внимание на то, что эти проблемы в отрасли и регионе существуют уже давно, и многие годы исполнительная власть, например Ростовской области, не предпринимает никаких усилий. Много лет машины едут с перегрузом, все об этом знают, но делают вид ,что ничего не происходит. Власть повесила на перевозчиков слово «нелегальный» и вроде бы сняла с себя ответственность. А кто их сделал нелегалами? Может быть, сама исполнительная власть сделала их нелегальными перевозчиками из-за того, что не контролирует ситуацию на дорогах и не может обеспечить в регионе исполнение законодательства?
А ведь задача исполнительной власти как раз заключается в том, чтобы законы работали. Перевозчики не имеют другой возможности, как только идти на поводу у грузополучателей, которые вынуждают их перегружать машины, снижая тем самым себе издержки ценообразования. Ведь это движение как раз и пошло от перевозчиков, которые заявляют: я не хочу больше нарушать закон. Я хочу возить по правилам, по закону. Я хочу быть легальным перевозчиком. Но почему вы, как представители государства, не обеспечиваете мне добросовестную конкуренцию? Почему требуют соблюдать закон только от перевозчиков, водителей? А остальные будут договариваться?
Я позволю привести пример с обрушением мостов. Как только случается такая авария, контролирующие органы вспоминают автомобили, допускающие перегруз. А куда же смотрят контролирующие органы? Если представителей госорганов посадить на скамью подсудимых вместе с водителем, может быть, что-то изменится?
– Ведь речь идет об экспортных поставках зерна с довольно высокой добавочной стоимостью. Почему зернотрейдеры не желают делиться частью прибыли с автоперевозчиками?
– Отсутствует система контроля за исполнением законодательства, а ответственность пытаются переложить на слабое звено – мелких и средних перевозчиков, ситуация у которых обострилась до предела. В настоящее время перевозки зерна осуществляются ниже предела рентабельности. То есть владельцы автомобилей, работая, ничего не зарабатывают. Люди не готовы работать в таких условиях. И они озвучивают требования к властям: наказать грузоотправителей, устанавливающих столь низкие ставки и вынуждающих нарушать законодательство. По УК, если кто-то ворует, кто-то просит своровать, кто-то «стоит на стреме», а кто-то сбывает краденое, то наказывают всю цепочку. А при перевозках зерна виновны только перевозчики, которые сами себя перегружают и сами себя наказывают низкими тарифами. Не стоит делать из них козлов отпущения. От исполнительной власти ждут того, что они посадят стороны за стол переговоров и установят справедливые правила игры.
Ведь грузоотправители и грузополучатели весь груз отпускают через весовой контроль и прекрасно представляют, кто и сколько везет. Почему они не вызывают контролирующие органы при перегрузе, не отказывают в приемке, не разворачивают машины? Если они начнут это делать, то и перевозчик не сможет нарушать.
– Каким будет итог этих выступлений? Или хотя бы промежуточный итог?
– Работа по предотвращению перегруза и возврату в легальное поле началась не в январе 2019 года. Стихийный рост протестов и присоединение к ним мелких перевозчиков говорит о масштабе проблемы. А вообще члены ассоциации с Юга обратились к нам еще в июне 2018-го, когда я ездил в Краснодарский край, чтобы ознакомиться с работой поста весогабаритного контроля в селе Владимировка Приморского района города Новороссийска, который контролирует дорогу на Новороссийский порт. Мы видели рядом с постом большую стоянку, заполненную зерновозами с нарощенными бортами в несколько сотен автомобилей. И мы видели, как эти машины по одной выезжают с этой стоянки и предъявляют сотруднику Ространснадзора путевку с липовым штампиком, который ставится «решалой», который принимает мзду возле АЗС «Газпромнефть» около Крымска. В июле 2019 года мы сообщили об этой криминальной схеме в Ространснадзор, Генпрокуратуру, Минтранс, а в ответ получили отписки. Видео с этих мест до сих выложены на нашем сайте и YouTube канале. После публикаций этих роликов к нам стали обращаться многие перевозчики с просьбами содействовать в разрешении сложившихся проблем.
– А есть пространство для переговоров? Есть воля участников конфликта придти к соглашению?
– В этом секторе перевозок работают главным образом небольшие компании. Крупные предприятия из-за сложившейся ситуации потеряли интерес к перевозкам зерна. Для мелких фирм попасть на штраф в 500 тыс. руб. означает конец бизнеса и долговую кабалу. Но мне кажется, что в данном случае инициатива должна исходить от исполнительной власти. Ведь они находятся фактически на стороне зернотрейдеров как крупных налогоплательщиков. Ситуация будет менятся. После публикаций в СМИ к нам в ассоциацию уже звонили из Администрации президента и попросили предоставить информационные материалы к конфликту. Мы такой интерес очень положительно оцениваем и надеемся, что он будет разрешен в конструктивном ключе.
Пока у нас в грузовом автомобильном транспорте не будет наведен порядок, то есть тотальный контроль над соблюдением законодательства, не просто наказания, а именно анализ качества законодательства и порядка его выполнения, наша экономика не будет развиваться. А у нас кризис в этой сфере происходит раз в 4–5 лет. Это происходит по одной схеме: вход на рынок очень легкий, купил грузовик – и готово. Контроль за перевозками очень слабый. Рынок начинает расти, появляются новые и новые перевозчики, потом происходит перенасыщение, демпинг цен и разорение большого количества участников, которые тянут за собой поставщиков топлива и запчастей, лизинговые компании, и цепочка начинает рушиться. Поэтому пока здесь не будет порядка, а транспорт – это связующее звено, то нигде не будет порядка.
|
|