Закрыть
Забыли свой пароль?
Вход для участников
16.07.2019

«Задача перевозчика – выжить»: почему в России происходят ДТП с грузовиками

В России сократилось количество ДТП, но аварий с участием грузовиков стало больше.

В России снизилось количество ДТП. По данным ГИБДД, в 2018 году на российских дорогах случилось 168 099 аварий – на 0,8% меньше, чем в 2017. Количество погибших снизилось более существенно – на 4,5%, до 18 тыс. человек. При этом ДТП с участием грузовиков стали происходить чаще на 0,1% (почти 11 тыс. происшествий). Почему?

Смертельная усталость

Чаще всего в аварии попадают уставшие водители; с утомлением связано более половины всех дорожно-транспортных происшествий. Особенно актуальна эта проблема для водителей коммерческого транспорта, которым приходится проводить за рулем гораздо больше времени, чем автолюбителям.

Сколько времени можно управлять автомобилем, не чувствуя усталости? Эксперты утверждают: первые признаки утомления у водителей-профессионалов появляются уже через 4 часа вождения. 

Через 6-8 часов усталость ощущается в полной мере, а на девятом часу водитель вынужден прикладывать существенные усилия, чтобы с ней бороться.

Чем опасно переутомление? В первую очередь - снижением концентрации и ухудшением зрительного восприятия. Водитель дольше задерживает взгляд на отдельных объектах и хуже оценивает расстояние до них; его реакция замедлена. В критической ситуации уставший водитель потратит больше времени на принятие решения: риск ДТП многократно возрастает.

Отдых под контролем

В Европе режим труда и отдыха водителей жестко регламентирован. Не более 48 часов в неделю, не более 9 часов в день, не более 4,5 часов без перерыва – дальнобойщики, работающие в странах Еврозоны, должны придерживаться этих строгих правил. В некоторых случаях еженедельная норма может быть расширена до 60 часов. Водители, пренебрегающие нормами, рискуют получить штраф, сумма которого (в зависимости от страны) может достигать нескольких тысяч евро. В некоторых странах штрафы выписывают не только водителям, но и нанявшим их компаниям.

В России санкции за нарушение режима труда и отдыха менее жесткие. Более того, многие «частники» и вовсе не используют тахографы: физические лица не обязаны оснащать свои грузовики этими устройствами.

«Известия» сообщают, что 60% всего грузового транспорта находится в частной собственности, и около 70% ДТП происходит по вине водителей этих машин.

В ноябре текущего года вступит в силу закон, который сделает тахографы обязательными для всех, в том числе и для водителей-«частников». Впрочем, даже если машина принадлежит юридическому лицу, отвечать за отсутствие тахографа или нарушение режима труда и отдыха приходится водителям или должностным лицам, выпустившим грузовик в рейс, а не компаниям, которые иногда подталкивают водителей к нарушению РТО. И хотя большая часть грузовиков сегодня оборудована тахографами, осуществлению объективного контроля это не способствует.

По мнению председателя ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, водители практически не пользуются тахографами. Перевозчики покупают и устанавливают его «для галочки», чтобы выполнить требования закона. Эксперт считает, что причиной такого формального отношения к контролю за водителями стало непонимание сути проблемы компетентными органами.

— При внедрении системы не был в полной мере использован положительный опыт других стран. Её сильно упростили и получили в результате неработающую модель, – цитируют Геннадия Мирошина «Известия».

Другие проблемы

Усталость водителей – далеко не единственная причина серьезных ДТП с участием грузовых автомобилей. На второе место после переутомления эксперты ставят техническое состояние большегрузов. Аварии с участием грузовиков, которые своевременно не прошли техосмотр, случаются регулярно – но и вовремя пройденный ТО не гарантирует полной исправности машины. Часто СТО проводят осмотр формально, а то и вовсе не проводят его, фактически продавая клиенту талон за несколько тысяч рублей.

Еще одна проблема – неправильное крепление грузов. В случае экстренного торможения или ДТП неправильно закрепленные или вовсе незакрепленные грузы могут усугубить ситуацию, повредить конструкцию прицепа и кузова, привести к травмам и человеческим жертвам. Существует ГОСТ, который регламентирует правила закрепления груза, но он носит рекомендательный характер, поэтому вспоминают о нем не так часто, как хотелось бы.

Остаётся актуальной проблемой и пьянство за рулём: в 2018 году 429 водителей большегрузов, попавших в ДТП, находились в состоянии алкогольного опьянения. 

«Задача перевозчика – выжить»

— Перевозчики экономят на безопасности, потому что знают, что им ничего за это не будет, – утверждает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – За соблюдением режима труда и отдыха никто не следит, а возникшие проблемы решаются взятками. Стоянки, на которых можно отдохнуть, есть не везде, а расстояния в России огромные. Тарифы на грузоперевозки сегодня те же, что были в 2010 году, но цены на солярку, запчасти, «Платон» – сегодняшние. Перед перевозчиками стоит единственная задача: выжить, и поэтому они нарушают правила.  

При этом перевозчики, игнорирующие закон, экономят деньги и получают конкурентное преимущество перед добросовестными предпринимателями.  

Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что для решения проблем безопасности необходимо ужесточить контроль за прохождением техосмотра и соблюдением режима труда и отдыха. Еще одно предложение, вынесенное Минтрансом на общественные слушания – разделение водителей на любителей и профессионалов. 

— Идея, конечно, правильная, но чем будет отличаться профессионал от любителя? - задаётся вопросом Владимир Матягин. - Тем, что больше заплатит? Качество обучения в современных автошколах находится на очень низком уровне. Права сегодня просто продаются. Мы не раз предлагали ввести рейтинги для автошкол, отслеживать качество обучения водителей и лишать лицензии учреждения, выпускники которых будут часто попадать в ДТП и получать штрафы. До тех пор, пока автошколы будут просто выдавать бумажки, они не будут подходить к вопросу обучения водителей ответственно, и никакой пользы разделение в такой ситуации не принесёт. 

Президент «Грузавтотранса» считает, что говорить об отдельных причинах высокой аварийности не совсем корректно: проблема является комплексной.

— Даже крупные, публичные компании сегодня нарушают закон о тахографах. Почему? Да потому что его необязательно соблюдать. Легче заплатить 500 рублей, чем отдать 50 тысяч рублей за установку устройства. И пока государство не будет понимать, почему перевозчики нарушают закон, никакого порядка на дорогах не будет. Пока у нас берут взятки, аварийность не снизится, – резюмирует Матягин. 


Источник: https://news.ati.su/article/2019/06/03/zadacha-perevozchika--vyzhit-pochemu-v-rossii-proishodyat-dtp-s-gruzovikami-165224/



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Смотрите также

Будте всегда в курсе важных и актуальных новостей отрасли грузоперевозок