Закрыть
Забыли свой пароль?
Вход для участников

Общественный контроль 2021, Урал.

01.09.2021 Общественный контроль 2021, Урал.

Когда закон хромает по всем статьям

Антикоррупционный автопробег группы общественного контроля «Грузавтотранса» и партии «Новые люди» в Екатеринбурге

30 августа группа общественного контроля ассоциации «Грузавтотранс» и партии «Новые люди» добралась до Екатеринбурга. Это пятый по счету регион в маршруте антикоррупционного автопробега по европейской части России. Здесь была намечена выездная встреча с автогрузоперевозчиками, активистами партии и журналистами.

Тарифы в щелочку
Как всегда, в расписании экипажа общественного контроля нашлось время для выезда по жалобе. Свердловские грузоперевозчики обратили внимание на работу штрафстоянки, которая работает без документов и по непонятным расценкам, существует проблема забрать машину, потому что на стоянке нет возможности устранить нарушения.
Приехав на место, группа уткнулась в неприветливый забор, на котором висело две бумажки, сразу сбивающие с толку: так кто же здесь хозяин? Объявление ООО  «Автодело» гласило о круглосуточном графике работы стоянки, ООО «Регион 96» свидетельствовало о том же и любезно сообщало телефон некоего безымянного директора. Телефон, кстати, молчал. Над будкой     охраны возвышалась вывеска еще одной ОООшки. Сотрудник стоянки, который, как выяснилось позже, и был ее хозяином, поначалу повел себя странно. В категоричной форме он отказался дать ответы, которые должны быть в общем доступе, в частности, об услугах и тарифах. Группа выяснила, что информационная доска у предприятия все же есть, только расположена она на территории штрафстоянки, на которую не пускают. Общественникам, например, предложили посмотреть на нее в щёлочку в заборе! Ситуация оказалась еще забавнее, когда выяснилось, что информационная доска повешена боком к этой «амбразуре». О чем она информирует, сказать при таком обзоре крайне затруднительно. А вот обрывки полиэтилена болтались вокруг стенда красиво.  Хозяин стоянки на диалог с общественниками все же пошел, пояснив, как работает стоянка, устанавливаются тарифы и производится оплата, и что на данный момент проштрафившихся грузовиков на ней нет.
Комментируя ситуацию на месте, президент ассоциации «Грузавтотранс», член общественного совета Ространснадзора, руководитель комитета по транспорту партии «Новые люди» Владимир Матягин отметил, что скандалы на эту тему не прекратятся, пока не будет прозрачного и объективного формата выпуска грузовых автомобилей со штрафных стоянок. «Чаще всего машины попадают сюда за перегруз, что предусмотрено законодательством, - отметил Владимир Матягин, – но при этом в законе не прописана процедура устранения нарушения. На штрафстоянку отправляют и неисправный транспорт. Но здесь нет сервиса, чтобы отремонтировать технику. В итоге машина может зависнуть надолго, а это дополнительная плата. Если не будет принят вменяемый федеральный закон о штрафстоянках, они останутся источником конфликтов и поборов. Пока же мы обо всех жалобах и нарушениях будем сообщать публично, привлекая к ним внимание соответствующих структур».

Цена перегруза
Если же говорить о больном, о перегрузах, то группе общественного контроля предварительно поступила информация, что существует система откатов за проезд через пункты весогабаритного контроля. Якобы, когда грузовая компания берет госзаказ, за пропуск без штрафа через весы она отдает 4%, одиночки договариваются о пропуске за 500-1000 рублей с машины за смену. Так ли это, необходимо разбираться контролирующим организациям. Но на некоторые вещи они точно закрывают глаза. В этом общественники убедились на выездной встрече, осмотрев пункт взвешивания строительных материалов, поступающих на объект (контроль заказчика), расположенный на строительстве городка Всемирной универсиады-2023 на окраине Екатеринбурга. Сюда, судя по электронному журналу, перегруженный транспорт прибывает постоянно и без каких-либо последствий проходит взвешивание.  
По данным ассоциации «Грузавтотранс», всего лишь 10% атогрузоперевозчиков Свердловской области соблюдают нормативы весогрузового контроля. Остальные пытаются систему обойти. На вопрос, почему это происходит, ответила руководитель областного представительства «Грузавтотранса» Анна Петрова:
«Возьмем для примера тонар – грузовой седельный тягач плюс прицеп. У него по нормативу вес груза не может превышать 24-27 тонн, а заводская разрешенная к перевозке масса 45-50 тонн. Если машина загружена по нормативу, то ценник должен быть 4,5 руб. за тоннокилометр в зависимости от расстояния. Если же загрузка полная, с нарушением законодательства РФ, то ценник может падать до двух рублей, но не дороже 3,5 руб. т-км, и, естественно, на любом объекте идет экономия, везут ли материалы на комплекс дорог или строительство жилья».
«С перевозчиками я давно веду разговор о том, что всем надо перейти на нормативы, работать по закону, - продолжает Анна Петрова. – Да, тогда получится коллапс на дорогах. А кроме того, увеличатся сроки доставки и выполнения заказов, поднимется цена на транспортные услуги, взлетят цены на строящееся жилье и т.д. Но надо создать прецедент, чтобы те, кто нормативы придумывают, увидели, как они реально работают.  Но, во-первых, у многих перевозчиков позиция: «Моя хата с краю». Во-вторых, никто не хочет вставать в контры: у всех лизинги, кредиты, семьи. Говорят: «Если я откажусь, все равно другой найдется». К тому же в отрасли очень много теневого сегмента, который за наличку работает. Да и заказчика трудно переубедить работать по закону».
То есть очередной ныне действующий закон, касающийся грузового автотранспорта, оставляет возможность для расцвета коррупционной составляющей, лишая участников рынка условий для добросовестной конкуренции.
«Коррупционные схемы не дают развиваться стране, не дают определённым законам двигаться дальше, - сказал на выездной встрече лидер Свердловского отделения партии «Новые люди» Николай Николаев.  - Все предложения, которые выдвигает ассоциация «Грузавтотранс» и поддержала партия «Новые люди», рушат эти схемы. Я полностью поддерживаю требования, выдвинутые грузоперевозчиками. Необходимо выстроить законодательство в транспортной сфере так, чтобы оно защищало людей, а не чиновничьи кормушки».
О том, что законодательство хромает по всем статьям, рассказал на встрече и руководитель небольшой транспортной компании Александр:
«Мы были вынуждены подстраиваться под законы, принятые с 2015 года, менять транспорт. Когда начались лизинговые платежи, выяснилось, что законы не работают. Например, «Платон» придумали, а в результате оказалось, что одни платят, другие нет. В системе есть брешь. Некоторые водители ставят глушилки, оборачивают приборы фольгой, чтобы систему  обойти.  Получается, что вся нагрузка в виде косвенного налога ложится на добросовестных перевозчиков. Кроме того, я столкнулся с ситуацией, когда с «Платона» приходят необоснованные штрафы. Получил прибор, отличительный от предыдущих, и началось. При разборке в офисе «Платона» выяснилось, что у прибора есть такая неприятная особенность списывать деньги задним числом. А потом штрафы я должен был сам обжаловать в Ространснадзоре. В общем, нет понятных правил, у нас законы почему-то работают на усмотрение. Для инспектора это просто очередной повод на обед заработать. При предыдущем начальнике ГИБДД Свердловской области Демине ситуация была близка к идеалу, потому что регион был встряхнут конкретно, и все старались работать по закону. Но с его увольнением началось послабление, и пошло кто во что горазд. Нет уверенности в том, что выпустишь полностью готовую машину на маршрут, но все равно не начнутся звонки от водителя о проблемах с какими-то контролирующими организациями. Возим грузы мы по норме, но раз в неделю что-нибудь да случается. Если машину остановил инспектор, то при большом желании к чему придраться он всегда найдет».

Ошибки прошлого
В тот же день группа общественного контроля посетила пост АПВГК на 25 километре ЕКАД. Это новый пункт, который проходит тестирование, и общественники хотели узнать, насколько учтены ошибки после массового закрытия пунктов весогабаритного контроля в 2018 году, когда из-за некорректной работы весов перевозчикам за короткое время пришли штрафы на колоссальную сумму в 400 миллионов рублей.
Порадовало то, что на пункте появилось информационное табло, ими до сих пор не оснащено большинство постов весогабаритного контроля по всей стране, хотя это прямое нарушение соответствующего приказ Минтранса России. Но вот дорожное полотно вновь далеко от идеального, отметил Владимир Матягин. И он вновь обратил внимание участников выездного мероприятия, что ящик с метрологическими приборами не опломбирован, а значит к нему есть открытый доступ в любое время.
«Мы, объединившись с омбудсменом по защите прав предпринимателей Свердловской области, общественниками и прокуратурой уже сумели один раз доказать, что свердловских перевозчиков обобрали незаконно, - прокомментировал ситуацию Владимир Васильевич. – У пострадавших появилась возможность на пересмотр дела в суде. Было отменено 320 постановлений о штрафах. Неужели ситуация повторится вновь, когда в сентябре автоматические пункты весогабаритного контроля перейдут на работу в штрафном режиме? Кроме того, нам стало известно от екатеринбургских коллег, что хотя постановления были отменены, прокуратура не обязала виновника адресно известить об этом потерпевших. То есть многие перевозчики до сих пор просто не знают, что могут вернуть деньги, которые их вынудили заплатить. Для некоторых это могли быть неподъемные суммы. Нам известны случаи, когда в результате необоснованных штрафов люди не только лишались бизнеса, но и вынуждены были продавать жилье, чтобы рассчитаться с долгами. С людьми так поступать нельзя, для нас люди важнее. Ассоциация «Грузавтотранс» и партия «Новые люди» будет контролировать ситуацию по области».



НАЗАД

Будте всегда в курсе важных и актуальных новостей отрасли грузоперевозок